Что делать?
17 октября 2019 г.
Тернистая дорога к справедливому суду
12 МАРТА 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Дайджест по актуальным публикациям

Как показывают исследования Левада-Центра, большинство россиян предпочитает иметь во главе страны правителя «от Бога» (не важно, как его называть — фараоном, царем или несменяемым президентом), не подчиненного ни парламенту, ни результатам выборов. Мы до сих пор не ушли от средневекового и советского сознания, живем в условиях «силовой цивилизации», где закон, «что дышло», а указание начальства важнее  закона. На страже авторитарного правления стоят многочисленные  «опричники» и суд, лояльный президенту.

Некоторые народы Юго-Восточной Азии недавно тоже жили в условиях «силовой цивилизации». Необходимость экономического развития, а значит, гарантий прав частной собственности и соблюдения договоров, подтолкнула их в сторону верховенства права, то есть «правовой цивилизации». В одних случаях им помогла оккупация, как произошло в Японии, в других — свои мудрые лидеры, как Ли Куань Ю в Сингапуре.

Нам с лидерами не так везет. Если нынешний президент, с замашками дворового хулигана, не развяжет ядерную войну и не утащит человечество «в рай», то, может быть, все-таки произойдет чудо — наступит время правовых реформ и в России. Тогда перед реформаторами со всей остротой встанет традиционный вопрос: что делать? В частности, как обеспечить  верховенство права, независимость судебной  власти от исполнительной и законодательной власти, от президента (если этот пост в будущем сохранится). Народ вынужден будет учиться жить в этих новых условиях, как живут сегодня миллионы эмигрировавших россиян.

Специалисты вносят свои предложения в надежде, что когда-нибудь они будут востребованы.


Нюансы формирования судейского корпуса

На бумаге его формирование поручено самому судейскому сообществу. Для этого создана  Высшая квалификационная коллегия судей, квалификационные коллегии судей субъектов Федерации, экзаменационные комиссии. При этом Советы судей и Съезды судей имеют декоративный характер. Однако фактически судей назначает Администрация президента. Преодолеть ее вето не под силу даже председателю Верховного суда.

По Конституции президент должен представлять Совету Федерации кандидатуры судей высших судов (Конституционного и Верховного) — без указания их руководящей должности. На практике он представляет и кандидатуры председателей этих судов. Такие председатели оказываются в полной зависимости от президента, поскольку назначаются только на 6 лет с правом переназначения («подвешиваются на крючок»). Следует лишить президента этого неконституционного полномочия.

Сейчас председатель Верховного суда представляет президенту кандидатуры судей ВС и своих заместителей, а также председателей и их заместителей нижестоящих федеральных судов. Административная роль председателя ВС становится непомерной: будучи сам зависим от Администрации президента, он транслирует эту зависимость на все этажи судебной системы и председателей нижестоящих судов.

Как же следует избирать председателей судов?


Как избирать председателей судов?

Сегодня председатели судов назначаются свыше. Их право распределять дела между судьями создает риск коррупции. Председателями судов судьи должны быть по очереди, со сроком полномочий один год. Дела между судьями должны распределяться случайным образом, по жребию. Нужно изменить процедуру отстранения судьи или иного участника процесса. Недопустимо, когда судья самостоятельно принимает решение об отстранении от дела самого себя, это противоречит принципу nemo judex in causa sua («никто не может быть судьей в своем деле»). Постановления, принятые по итогам подачи заявления об отводе, должны подлежать обжалованию.

Необходимо прекратить практику награждения судей государственными орденами и медалями, присвоения им почетных званий — это способ «прикармливания» судей, обеспечения их лояльности власти. Тем более что представления на награждаемых направляют те же зависимые председатели судов.


Эффективный отбор кандидатов в судьи

Органы судейского сообщества, которые формально формируют судейский корпус,  не обладают независимостью (повторим, фактически это делает  Администрация президента). Комиссиям дано негласное указание не допускать к работе судьями бывших адвокатов. В некоторых субъектах Федерации  запрещено участие в Квалификационных комиссиях и нотариусов. Участие в квалификационных комиссиях юристов, работающих  преподавателями в государственных университетах, тоже приносит вред. Как показывает практика, боясь потерять работу, они при голосовании подчиняются указаниям «сверху».

Как очищали  судейский корпус от коррупционеров и лизоблюдов в других странах?  В Сингапуре при проведении судебной реформы уволили всех прежних судей и избрали новых из лучших адвокатов. В объединенной Германии бывшим судьям ГДР запретили работать судьями. В России хорошо бы повторить опыт Сингапура или формировать Комиссию по рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов при  Верховном суде, с обязательными квотами на участие адвокатов (не менее половины числа членов комиссии и 1/3 ученых-юристов). Те же квоты уместны при формировании квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

Для оздоровления судейского корпуса экзамены на получение статуса судьи необходимо проводить открыто.  Рассмотрение жалоб на действия судей надо вести  с участием заявителей плюс все  транслировать в интернете, как это сделано в Хорватии. Тогда неграмотные кандидаты, получающие сегодня должность судьи по протекции, не смогут скрытно сдать квалификационный экзамен. Нарушения недобросовестных судей, которые покрывают «ручные» квалификационные комиссии, при публичном рассмотрении жалоб станут достоянием общественности. Судейский корпус будет избавляться от коррупционеров в мантиях.

Повышать ли возрастной ценз для судей?

В США судьями становятся зрелые люди, имеющие большой авторитет в юридических кругах, зачастую  бывшие адвокаты. Средний возраст кандидатов в судьи — 40-45 лет.

В России же  30% судейского корпуса составляют помощники судей, секретари судов и другие выходцы из аппаратов судов, 17% — бывшие прокурорские работники, 16% — вчерашние полицейские (ОСТАВШИЕСЯ 34% — КТО?). 60% судей получили плохое заочное образование «без отрыва от производства». К моменту получения диплома они достигают требуемого по Конституции возраста (не менее 25 лет) и имеют необходимый 5-летний стаж работы. Средний возраст начала карьеры российского судьи — 31 год, а 57% надевают мантию до 30 лет.

Прежде всего следует повысить возрастной ценз для судей с 25 до 35 лет. Второе — установить карантинный срок. До назначения судьями кандидаты должны не менее 2-х лет преподавать в негосударственных вузах и иметь не менее 5-ти лет стажа работы в адвокатуре. Они должны набраться опыта жизни именно в негосударственных структурах.

Это очень важно для действующих работников судов, правоохранительных органов, прокуратуры и других государственных органов. Хотя среди них есть немало квалифицированных специалистов, которые могли бы претендовать на звание судьи, необходимо свести на нет «профессиональную деформацию» прокурора или следователя, перед тем как он станет судьей, снизить обвинительный характер судопроизводства по уголовным делам, научить судьей независимости.

Для обеспечения независимости судей дисциплинарные дела судей должно рассматривать только Дисциплинарное судебное присутствие. Но его надо вывести из подчинения Верховного суда. Обращаться в него должны иметь право общественные организации и СМИ.

Лишение должности

Основания, по которым судья может быть лишен должности, предстоит коренным образом пересмотреть. Сейчас они настолько размыты, что любого строптивого судью можно отправить в отставку, а то и просто уволить с должности, т.е. оставить без судейской пенсии. Следует более четко определить в законе нормы об отставке судей и об их пенсиях. Законодательное разграничение этих понятий, создание твердой уверенности в обеспеченной старости будут способствовать судейской беспристрастности.

Надо разорвать порочный круг зависимости квалификационного класса и оклада от места работы. Все судьи должны иметь возможность получить высший квалификационный класс при условии прохождения квалификационных испытаний и выслуги лет. Это позволит сформировать высокопрофессиональный судейский корпус в судах всех уровней, избавит судей от необходимости карабкаться  по судейской лестнице.

Отмена решений судьи вышестоящей судебной инстанцией (апелляционной или кассационной) не должна считаться браком в его работе. К судье, который вынес решение, одобряющее позицию следователя, прокурора, полиции, меньше претензий. Если судья не одобрил позицию прокурора, жди от него представления в вышестоящий суд. Прокурор, оспаривая в нем решение судьи, имеет больше шансов добиться отмены решения, чем обвиняемый. Значит, оценка качества работы судьи ухудшится. Вот судья и не оправдывает обвиняемого, чтобы не рисковать и не лишится должности.


Независимость судебной системы

Чтобы исключить влияние на суды органов местной власти, границы судебных округов не должны совпадать с границами субъектов Федерации и административно-территориальных единиц. Региональным и местным властям законодательно запрещено финансировать федеральные суды, но они находят возможности «помогать» им, например жильем. Взамен ждут от судей лояльности. Надо строго следить за тем, чтобы этого не происходило.

Следует расширять полномочия суда присяжных. Все обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений должны иметь право на рассмотрение их дела коллегией присяжных заседателей. Это право может быть предоставлено и обвиняемым по тяжким преступлениям.

Необходимо восстановить Высший арбитражный суд. Он заработал уважение в юридическом сообществе благодаря качественным и вдумчивым обзорам судебной практики, разъяснениям Пленумов и щепетильным подходом к формированию судебной практики с точки зрения науки гражданского права. Но это шло вразрез с интересами чиновников, составляющих властную вертикаль. Были проведены показательные увольнения арбитражных судей, имевших смелость принимать в налоговых спорах позицию не государства, а налогоплательщика. Затем ликвидировали сам суд. Но если интерес государства преобладает над интересами права и справедливости, а частный бизнес беззащитен перед произволом государственных органов, то это сводит на нет инвестиционную привлекательность России. С ликвидацией ВАС судопроизводство по экономическим спорам  потеряло независимость, стало похоже на заказное судопроизводство в судах общей юрисдикции.

Следует узаконить прямые выборы мировых судей только населением. Они рассматривают простые и самые распространенные дела, с ними граждане сталкиваются чаще всего. Выборностью мировых судей мы хотя бы отчасти вернем судебной системе доверие людей. Мировые судьи должны избираться непосредственно населением. Сегодня закон это допускает, но только наряду с избранием их законодательными органами субъектов Федерации. Все субъекты выбрали именно такой способ. Нужно законодательно ликвидировать эту возможность и оставить только прямые выборы населением.

 

В дайджесте использованы публикации Владимира Ашуркова, Михаила Баньяша и Михаила Краснова.

Фото: Россия. Воронеж. Фрагмент фигуры, изображающей правосудие, у здания Воронежского областного суда. Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин


 

 












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Тормоз прогресса – наша аморальность
4 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Почему Ниал Фергюссон в своей книге «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира» среди причин мирового первенства Европы в своем развитии не назвал господствующие нравственные приоритеты ее жителей, мораль, ставшую доминирующей? Не знаю. Приведу определение: «Мораль – это нравственные ориентиры, т.е. доминирующие в обществе представления о хорошем и плохом, о добре и зле, нормы поведения, вытекающие из этих представлений». Полагаю, что культура народа и его мораль влияют на темпы развития любой страны. 
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 2
25 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. (Продолжение)
Конфликт интересов власти и общества
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Прошедшие выборы в Петербурге с явкой около 30% и «победой» Беглова на «выборах» при  отстранении реальных конкурентов, с вбросами  бюллетеней  и фальсификациями протоколов  со всей остротой поставили вопрос об обострении  конфликта интересов власть имущих и простых граждан. Неучастие в выборах показало: конфликт есть, но как он осознан россиянами? Что определяет поступки людей? Их интересы, потребности. При этом наши чувства, эмоции — это маркеры удовлетворения наших потребностей. Что-то удалось — нам радостно, ожидания не оправдались  — мы печалимся.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 1
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. 
А судьи кто?
10 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Олег Дерипаска недавно всех поразил, заявив, что России нужно реформировать судебную систему. Его, оказывается,  не устраивает тот факт, что 60% судей формируется из состава  помощников судей и секретарей, которые не только неадекватно оценивают, что происходит в экономике, но и выносят неверные решения. Косность судебной системы, по его мнению, вредит инвестиционному климату в стране. Если оправдательных договоров только 2%, в том числе по экономическим преступлениям,  то необходимо вернуться к реформе судебной системы.
Выборы в России и в Эстонии
4 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕВГЕНИЙ БЕСТУЖЕВ
Институт выборов существует в любом правовом государстве, признающем источником власти народ. Право избирать и быть избранным является важнейшим фундаментальным правом гражданина такого государства. Оно закреплено в Конституции и защищено законодательством. Любое воспрепятствование реализации этого права является преступлением. Ограничение избирательного права возможно лишь в случаях, предусмотренных законом и в рамках принятой процедуры. Выборы являются главным механизмом, обеспечивающим народное представительство, которое, в свою очередь, выполняет законодательные функции, контролирует исполнительную власть и делает власть легитимной.
Демократия по-литовски
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // МИХАИЛ САРИН
Демократия, возникшая в древних Афинах и существующая во многих странах сейчас, всегда имеет два признака – свободу собраний и честные выборы. Третий признак, который является гарантом существования демократии, это реальная политическая конкуренция. Все остальное (разделение властей, независимый суд, свободная пресса) – это фактически результат наличия демократии. Если нет перечисленных признаков, невозможно достичь результатов ни по отдельности, ни вместе. Как обстоит с этим в России, судить российскому читателю. Я же хочу рассказать, как обстоит дело в Литве.
Несостоявшиеся государства. Чем им помочь?
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // ДМИТРИЙ ЛАНКО
Среди разнообразных предложений по ускорению модернизации в России, обсуждаемых «узким и страшно далеким от народа» кругом российских интеллектуалов, пожалуй, наиболее радикальным является так называемый «японский сценарий». Приверженцы этого сценария развития утверждают, что, поскольку противодействие модернизации заложено в российской «культурной матрице», то и ускорение модернизации возможно исключительно путем «культурного шока», включая ядерную бомбардировку страны и последующую иностранную военную оккупацию. В приведенных ниже тезисах я попытаюсь объяснить, почему этот сценарий неприемлем не только с морально-этической, но и с практической точки зрения, несмотря на то, что современная Япония демонстрирует нам множество примеров, которые могли бы быть использованы и в России.
Капитализм для всех или только для своих?
28 АВГУСТА 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В России есть множество политиков и журналистов, которые из кожи вон лезут, доказывая, что государство эффективнее рынка, а любой чиновник умнее предпринимателя. Им вторят пожилые люди, вздыхающие о временах Сталина, Брежнева, о всеобъемлющем заботливом государстве. Ни советская нищета и дефицит, ни гибель миллионов репрессированных ничему их не научили. Надежду на прогресс внушают только молодые поколения, воспринимающие мир совсем иначе и принявшие рынок как должное. Полезно дать им аргументы для спора со стариками.  
Реальное народовластие. Пример Швеции
13 АВГУСТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Известно, что в мире из двухсот с лишним стран — лишь два десятка демократических, где налицо  верховенство права, где власть имущие не могут урвать себе кусок пожирнее, а вынуждены реализовывать интересы народа, повышать его благосостояние. Я был потрясен, когда узнал, что премьер-министр Канады, лишившись своего поста, вернулся из служебной квартиры в свою двухкомнатную. Особняк он не прикупил — зарплаты не хватило. А воровать чиновникам в Канаде не дают. Для россиян это фантастика. Цель наших властей разного уровня  — обогатиться, накопить миллиарды, построить себе в Европе роскошные дворцы, оставить миллиарды детям. А соотечественники-простолюдины пусть хоть сдохнут. Их могут заменить выходцы  из Средней Азии. И на митинги они вряд ли собираться  посмеют.