Что делать?
25 марта 2019 г.
Чему учить? Кому учить? Как учить?



Пожалуй, нет другого общественного института, которым люди были бы так недовольны на протяжении всей своей истории, как школа. Много ли в мировой литературе привлекательных образов учителей? Много ли взрослых, добрым словом поминающих школу, где они учились? Кого-то из  учителей ещё помянут добром, но школу… Много ли родителей, которые довольны школой, где учатся их отпрыски?

Такое впечатление, что общество хочет от школы чего-то такого, что школа в принципе дать не способна.

Проблемы школы  сводятся к трём вопросам: чему учить, кому учить, как учить. Правда, есть ещё вопрос, на какие деньги учить, и проблема отношения школы и государства. Всё это вместе составляет туго закрученный клубок, из которого почти невозможно вытянуть отдельную нить для более детального рассмотрения. Но всё-таки попробуем.

Чему учить?

Сколько живу, помню эти тысячи раз слышанные слова: школа должна готовить своих воспитанников к будущей жизни. Им жить в другое время, в другом мире. Вот к этому школа и должна их готовить. Постойте, а мы с вами знаем, каким будет это будущее? Мы с вами могли 20 лет назад предсказать сегодняшний день? Как же можно готовить к будущему, которое неизвестно и вариативно? Этого школа не может.

А что она может? Хорошая школа способна только к одному: передать молодому поколению знания и опыт, накопленные его предшественниками. Более того, мы ещё плохо знаем, что из этого опыта окажется нужным, востребованным нашими потомками, а что никак не пригодится. Вот сто пятьдесят лет назад демократическая общественность бурно обсуждала проблему изучения в гимназиях «мёртвых» языков – латыни и древнегреческого, всем было очень жалко бедных гимназистов, которые должны были зубрить спряжения латинских глаголов. Демократическая общественность в итоге победила: «мёртвые» языки были исключены из школьной программы. А вот сегодня в Петербурге работает Классическая гимназия, где эти языки опять в программе и конкурс в которую – сто человек на место.

Молодые люди вырастут и сами разберутся, что из полученных знаний для них окажется актуальным, а что останется невостребованным. Они будут сами решать, согласны они или нет с той картиной мира, которую сформировала у них школа. Они, наверняка, от многого откажутся и многое оспорят. Но они будут знать, от чего они отказываются и что оспаривают. По-другому никак. И решать за них у нас нет никакого права.

А, может быть, мы всё-таки кое-что знаем о том будущем, которое ждёт наших потомков?  Если мы оглянемся на прожитую нами жизнь, на жизнь предшествующих поколений, то сможем со значительной степенью уверенности утверждать: мир будет становиться всё более изменчивым, эти изменения будут происходить со всё большей скоростью. Вот  к жизни в этом стремительно изменяющемся мире и надо готовить наших детей. Но это проблема не содержания образования, а его организации. Организация образования, те отношения, которые складываются в школе, школьный порядок учат не меньше, чем содержание преподаваемых предметов, а может быть и больше. Я вот совсем не помню уроков в первом классе, а то, как нас учили складывать руки на парте, вставать при появлении начальства, помню очень хорошо.

Ученик российской начальной школы проводит 4 года (огромную часть своей жизни, с 7 до 11 лет) запертый в четырёх стенах своего класса, с одной и той же учительницей, в окружении одних и тех же одноклассников. Как ему в таких условиях приготовиться к жизни в изменчивом мире?

Американская начальная школа рассчитана на 5 лет. Но каждый год ученик начинает с новой учительницей (у них там есть учителя 1 класса, 2 класса и т.д.) и с новыми товарищами. Каждый год ему приходится заново адаптироваться к новым условиям, учиться работать вместе с другими людьми, осваивать новое пространство.  А вы попробуйте пересадить нашего ученика с одного места на другое – он будет протестовать и воспримет это как наказание. Да это и будет наказанием.

Вот тут я так и представляю себе недоуменный вопрос своих коллег: «А как же тогда с формированием коллектива?»

К сожалению, современная российская школа в этом отношении не так далеко ушла от школы советской. Коллектив до сих пор остаётся одной из высших ценностей этой школы. Привычка оказалась так крепка, что многие педагоги до сих пор считают, что они учат 3б класс, или 5а, а не конкретных Петю, Колю или Наташу. Администрация школы заставляет учителей высчитывать проценты успевающих и неуспевающих, тех, кто учится без «троек» и с «тройками», и за этой цифирью пропадает конкретный ученик имя рек. Он разве что отчётность может испортить, если поставить ему то, чего он действительно заслуживает. Но ведь все эти 3б или 5а всего лишь формально бюрократическая абстракция. Единственной реальностью являются именно конкретные Коли и Пети, именно их мы учим с большим или  меньшим успехом. И их будущее в значительной степени зависит от того, насколько мы научим их самостоятельно, на свой страх и риск принимать решения, не оглядываясь по сторонам, не надеясь на плечо друга.

Давайте посмотрим на фотографии школьных помещений в развитых странах. Увидим ли мы по 35 – 40 учеников в первом классе? Часто ли мы заметим столы или парты на двух учеников? В этих классах каждый ученик с первого дня получает своё пространство, своё отдельное место, свой стол.  Иногда мне кажется, что если бы мы однажды посадили всех первоклассников России за отдельные столы, то через 12 – 15 лет мы бы получили другое общество и другую страну.

А ученические столы, которые стоят во многих классах Финляндии в свободном порядке, каждый под своим углом, а не выстроенные в три колонки, как у нас? Вот она, демонстрация принципа «каждый сам по себе», никто не встроен в коллективное целое, не является частью чего-то.

И тогда отношения «учитель – ученик» приобретают иной характер. Учитель не стоит грудью против класса, он не тот, кто вещает. От него ниточки тянутся не ко всем, а к каждому. Он для каждого старший товарищ, наставник и помощник в трудном деле познания.

А теперь сделаем эксперимент. Пригласим в класс группу старшеклассников и предложим им есть. Столов не меньше, чем детей. Может быть даже больше. Но школьники всё равно собьются в одну или несколько кучек потеснее друг к другу. Они так привыкли за годы своей учёбы в школе. Ну так потом они и голосовать будут так же. И позицию в окружающем мире будут выбирать так же. И во власти телевизора будут оказываться вместе со всеми.

В нашей школе списывание друг у друга – испокон веков сложившаяся практика. Поразительна эта настойчивость, с  какой многие наши ученики предпочитают переписывать чужие глупости и ошибки, вместо того чтобы подумать собственной головой. Это потому что другому верят больше, чем себе.

Почему не списывают в Америке? Там эта практика почти полностью отсутствует. Не только потому, что там живёт дух конкуренции: зачем же я буду давать списывать своему конкуренту? Но и потому, что там никто не считает себя глупее других.

Правда, как мы знаем, трава пробивается даже через асфальт. Недавно мне рассказали, как в одной из самых элитных школ Петербурга один семиклассник ударил другого и, объясняя свой поступок, сказал: «Он ко мне слишком близко подошёл». Конечно, драться не хорошо. Но, думается, в новом поколении будет появляться всё больше молодых людей, стоящих на страже своего личного пространства, готовых совершать свой самостоятельный выбор в любых жизненных ситуациях.

И хотелось бы, чтобы школа не тормозила этот процесс, а способствовала ему.


Фото: с сайта Terve Все о Финляндии

В феврале исполнилось 4 года с начала издания информационного бюллетеня «Настоящие новости», выпускаемого в Петербурге группой активистов оппозиционно-демократического движения. За это время вышло уже 84 номера издания.

Возникшие в начале 2015 года как способ противостояния агрессивной провластной пропаганде, «Настоящие новости» стали для многих жителей Санкт-Петербурга и Великого Новгорода источником честной и объективной информации, свободной от пропаганды и ненависти.
Издание рассчитано на политически не ангажированного читателя  (в Петербурге распространяется в будние дни на вечерних потоках, в основном у «спальных» станций метро).

Бюллетень «Настоящие новости» является непартийным и межпартийным изданием. В его распространении участвуют члены «Парнаса», «Солидарности», «Яблока», «Открытой России» и других оппозиционных организаций.
Все номера НН можно увидеть в архиве по адресу:  https://goo.gl/XvSxsO

Бюллетень издаётся исключительно на средства своих читателей и издателей. Желающие поддержать издание могут сделать это, переведя любую сумму на карту Сбербанка 2202 2009 5985 2003 или на Яндекс-кошелёк 410014250793357.












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Зачем нам богатые предприниматели?
25 МАРТА 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ, ПЕТР ФИЛИППОВ
Вопрос совсем не праздный. Наш народ 70 лет жил с идей коммунизма (или хотя бы социализма «с человеческим лицом»). А за предпринимательство в СССР полагался тюремный срок. Полки наших магазинов были пусты, за всем стояли огромные очереди, а советское, как мы хорошо знали, не значило – отличное. Преимущества экономики, основанной на рыночных отношениях и частной собственности, доказаны мировым опытом. Там, где существуют правовые государства и есть реальные гарантии собственности, где у власти находятся не «опричники», а политики, выигравшие честные выборы в конкурентной борьбе, уровень жизни простых людей в разы выше, чем в любой социалистической или авторитарной (по сути – феодальной или корпоративной) стране, подобной России. Ни одно государство, сделавшее ставку на ту или иную форму общественной собственности на средства производства, в клуб «золотого миллиарда» до сих пор еще не попадало.
РФ как вертикаль власти плюс коррупция всей страны; есть ли выход?
24 МАРТА 2019 // ИГОРЬ ЧУБАЙС
Между рецензией и листовкой (Письмо из Москвы)        Вводя в тему. Читать ученые книги, да еще не из своей области исследований – занятие любимое не всеми. Но иногда чтение экономических трудов оказывается действительно полезным и не экономистам. К тому же в данном случае один из авторов новой, коллективной работы – «Экономика России: что происходит и что делать» – всячески рекомендовал мне свое исследование. И этого автора я знаю как самого лучшего специалиста по налоговой системе и ее реформированию. Сразу уточню, речь в книге идет не столько о налогах, сколько в целом об экономической политике и экономической ситуации в нашей стране.
Горизонтальная Россия. Германия как воплощение русской мечты
18 МАРТА 2019 // ДМИТРИЙ ГУБИН
Германия вообще очень похожа на воплощение русской мечты о справедливой жизни. Достаток, социальные гарантии, добротность быта без особых ухищрений: в биргартенах все сидят на общих скамьях за общими столами, хотя кое у кого есть лошади или самолет. Но главное — обилие горизонтальных общественных связей. Основа немецкой жизни — Verein, ферайн: общество, кружок, союз. Ферайны здесь всюду. Вот во дворике играет оркестр почтовых рожков: ферайн, никаких сомнений. Есть ферайны рыболовов и охотников, кукольных мастеров и меломанов, а я на днях получил приглашение прогуляться по ночному лесу при свете факелов (устраивает лесолюбный ферайн).
В российском государстве не должно быть самодержавия!
13 МАРТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Россия — государство авторитарное, самодержавное, с монопольной властью президента. Президент у нас мало чем отличается от царя. Но для большей части россиян авторитаризм, монархизм, диктатура, «карманный» суд и произвол власти — явления привычные, корнями уходящие в историю народа. Теплится у людей только надежда на чудо, на доброго царя-президента, который будет подписывать указы и законы не ради выгоды своих друзей и опричников, а для пользы простого народа. Но скромные авторитарные правители, думающие прежде всего о своем народе, как ЛИ Куань Ю, к сожалению, встречаются крайне редко.
Гражданский долг по нашему и по европейски
13 МАРТА 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Российское общество много веков зиждется на пассивности людей, управляемых своекорыстной элитой. Те, кто пытался отстоять свои интересы, в глазах современников выглядели опасными смутьянами: что господам можно, то холопам запрещено. Существует представление, будто верховная власть – от Бога или, лучше сказать, наместник Бога на земле. При этом царь хороший, а бояре плохие. В России люди привыкли ругать власть на кухнях и писать царю челобитные.
Тернистая дорога к справедливому суду
12 МАРТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Как показывают исследования Левада-Центра, большинство россиян предпочитает иметь во главе страны правителя «от Бога» (не важно, как его называть — фараоном, царем или несменяемым президентом), не подчиненного ни парламенту, ни результатам выборов. Мы до сих пор не ушли от средневекового и советского сознания, живем в условиях «силовой цивилизации», где закон, «что дышло», а указание начальства важнее  закона. На страже авторитарного правления стоят многочисленные  «опричники» и суд, лояльный президенту.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть IV (дайджест)
4 МАРТА 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
  Инклюзивные политические и экономические институты не появляются из ниоткуда. Часто они возникают на фоне серьёзного конфликта тех, кто поддерживает экономический рост, и тех, кто на тот момент обладает политической властью. Инклюзивные институты зарождаются при наступлении исторических точек перелома, таких как Славная революция в Англии — то есть тогда, когда определённые факторы приводят к ослаблению правящих кругов и усилению оппозиции и в результате возникают стимулы для построения более плюралистического общества.
Что творят наши правители?
1 МАРТА 2019 // ВАЛЕРИЙ СОЛОВЕЙ
«Что они творят?!» — весьма распространенная оценка действий российского руководства. Его поступки зачастую кажутся странными и непонятными не только широкой общественности, но и экспертам. Между тем, за ними стоит логика специфического стиля мышления, пусть даже изначальная аксиоматика этой логики кажется сомнительной. Итак, три источника и три составные части мышления правящей группы российской элиты: традиционная российская стратегическая культура; профессиональная социализация данной группы; индивидуальный профиль президента Путина и субкультура его ближайших соратников.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть III (дайджест)
26 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Промышленная революция повлияла на все сферы английской экономической жизни. Этот динамичный процесс начался благодаря институциональным изменениям, берущим начало в Славной революции. После 1688 года всё больше средств вкладывалось в строительство каналов и платных дорог. Эти инвестиции снижали стоимость транспортных услуг и явились важным условием для начала промышленной революции.
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Часть II (дайджест)
20 ФЕВРАЛЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
В 1346 году бубонная чума, «чёрная смерть», достигла генуэзской колонии Тана в устье реки Дон на Азовском море. Чума, переносчиками которой были жившие на крысах блохи, пришла в Европу из Восточной Азии вместе с товарами, которые шли по великой трансазиатской торговой артерии — Шёлковому пути. Весной 1348 года она распространилась по Франции, Северной Африке и Италии и убивала примерно половину населения каждой территории, которой она достигала.