Что делать?
16 июня 2019 г.
Школа: бери пример с Финляндии
15 ЯНВАРЯ 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

Международные сравнительные исследования образовательных достижений учащихся регулярно выводят Финляндию в мировые лидеры по уровню среднего образования. Финские учащиеся особенно умело находят нужную информацию, критически оценивают ее и последовательно излагают свои суждения. Легко обращаются с различными текстами, анализируют и размышляют, любят читать, применяют эффективные стратегии чтения. Грамотные. Показывают умение решать сложные математические задачи, требующие развитого мышления. Демонстрируют способность объяснять природные явления, представлять доказательства, обоснованные выводы, сопоставлять точки зрения, и главное — применять полученные знания в жизни.

Финляндия — маленькая страна, не богатая природными ресурсами, может конкурировать в глобальной экономике только за счет своего превосходства в области знаний и образования. Ставилась цель создать такую систему, которая обеспечила бы каждому ученику равные возможности получить базовое образование независимо от его способностей, места жительства, языка и обеспеченности родителей.

Известно, что на уровень школьного образования сильно влияет разница в уровне доходов населения. В Финляндии она одна из самых низких в мире. По данным ОЭСР 2009-2012 годов, соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан в Финляндии — 5,4. Для сравнения: в России — 16,4, в Китае — 17,6.

Школьное образование тесно связано и с направлением государственной политики. Три составляющие сформировали модель «государства всеобщего благосостояния» в Финляндии: цели экономического роста, соблюдение прав граждан и рост их благосостояния. Социальное равноправие, производительный труд, уровень жизни и народовластие тесно связаны между собой. В Финляндии за результаты политики отвечают и депутаты, и чиновники, и простые граждане. Так, например, в парламентский Комитет будущего входят не только депутаты, но и представители государственного и частного секторов, а также представители заинтересованных групп граждан. Диалог между руководителями частных предприятий и представителями государственной системы образования помог пониманию того, что действительно важно для построения экономики, основанной на знаниях.

Несколько слов о характере финнов. Соблюдение законов, исполнительность, надежность, безопасность — проявления негласного общего договора между ними. Случаи нарушения закона обсуждаются всенародно и особенно заметны на общем законопослушном фоне. Финны доверяют полиции, суду, чиновникам, ученым, учителям. Никто не пытается проехать по встречной полосе или влезть между ранее прибывшими машинами. Ни в коем случае нельзя нарушать очередь, давать взятки, предлагать откаты, нарушать законы природы. Уже много лет в мировых рейтингах Финляндия признается наименее коррумпированной страной.

При этом финны уверены: чтобы что-то изменить, нужно действовать. Финны решительны и свое мнение отстаивают твердо. Те, кто полагает, что через очередные выборы они пока не смогут повлиять на происходящее в стране, привлекают внимание к своим предложениям и требованиям, участвуя в демонстрациях или акциях протеста. Запретить их властям даже не приходит в голову. Отметим, что при принятии решений приоритетными являются права человека и экологические вопросы.

Честность финнов неотделима от гражданской законопослушности. Закон есть закон. Его надо выполнять! Если финн обещает что-либо, он сдержит слово, даже если давал обещание в сауне. Они не склонны разговаривать попусту.

Людей, выставляющих роскошь напоказ, большинство финнов осуждает. В то же время финны проявляют повышенный интерес к ежегодно публикуемым спискам крупнейших налогоплательщиков.

У финнов повышенное чувство общей ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других. Забота о благополучии детей начинается еще до их рождения и продолжается до тех пор, пока они не станут взрослыми. Пример: ясли и детские сады в Финляндии гарантированы всем детям дошкольного возраста.

Как часть демократии в Финляндии укоренилась концепция меритократии, когда положение человека в обществе зависит не от того, кто у него родители, а от личных достижений. При таком подходе ключевым стала равная для всех возможность получения образования.

Характерно сочетание демократичности и порядка, в том числе в школах. Дети сами выбирают ученические советы. Они с ранних лет чувствуют себя не винтиками или пешками, а полноправными членами общества, привыкая к свободе, сочетающейся с ответственностью.

При таком национальном характере в обществе сложилось представление, каким должно быть школьное образование — «хорошая система базовых школ для каждого ребенка, финансируемых государством и управляемых на местах». Финны воспринимают образование как общее благо. Еще на ранних этапах реформирования системы образования они решили, что успех определяется характером преподавания, а не стандартами, методами оценивания успеваемости или альтернативными программами обучения.

Благодаря доверию между руководством системы образования и школами реформы стали делом самих учителей. «Образованную нацию нельзя создать насильно», «нужно прислушиваться к учителям и ученикам, для движения вперед требуется активное сотрудничество с ними».

Финские учителя обладают большой свободой в разработке методов преподавания, а центральные власти практически не вмешиваются в повседневную жизнь школ и учебные программы. Хотя программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации. Каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим. Нет диктата бюрократии, нет даже министерства образования и регионального начальства.

Финны сообща выработали принципы школьного образования и строго придерживаются их. Вот они:

Равенство школ. Нет элитных и простых, сильных и слабых школ. В самой крупной школе учатся 960 учеников, в самой маленькой — 11. Все имеют одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница — кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные педагогические лаборатории, следующие выбранной педагогике (Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы). К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском языках.

Равенство всех предметов. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Математика не считается важнее географии или искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Равенство учеников. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. Одаренные дети и дети с дефицитом умственных способностей, которые считаются «особенными», учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети в инвалидных колясках. Финны максимально интегрируют в общество тех, кому требуется особое отношение. Нет «плохих» и «хороших» учеников, сравнивать учеников друг с другом запрещено. Правда, сами финны признали, что «демократичный подход и натаскивание слабых неблагоприятно сказываются на способных учениках», и пытаются найти выход. В школах нормой считается уважительное отношение к ученикам.

Детям с первого класса объясняют их права, в том числе право «жаловаться» на взрослых социальным работникам. Это стимулирует родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено и словом, и ремнем.

Равенство родителей. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы, статусом и уровнем дохода их родителей. От родителей никакой специальной подготовки к школе не требуется. «Все хорошо, ваш ребенок замечательный», — говорят всем. Единственное, о чем заботятся, — достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители. Родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Равенство учителей. Нет «любимых» и «ненавистных» учителей. Учителя тоже не выделяют «любимчиков». Любые «отклонения от гармонии» чреваты расторжением контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны — «физики», «лирики», учителя труда и физкультуры. В Финляндии учителей уважают, но не боготворят, не заваливают цветами на праздники, к ним редко ходят в гости после окончания школы. Финский учитель — скорее товарищ, помощник, эксперт.

Обучение «у доски» не практикуется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом.

Почет, уважение, высокий статус учителей и повышенное внимание к их подготовке. В Финляндии учителя — элита. Их социальный статус находится на уровне докторов и юристов. Подготовка финских педагогов включает множество курсов по методам преподавания и исследовательский компонент — будущие учителя самостоятельно разрабатывают новые методики, а затем в течение года проверяют их на практике в школах, сотрудничающих с университетом. В этих «университетских» школах тестируются инновационные педагогические практики. Освоение методологии исследований позволяет учителям развивать исследовательские навыки у своих подопечных.

Во время практики будущие учителя работают в группах, совместно планируют занятия, а затем оценивают результаты. В будущем они будут строить собственные уроки по аналогичной схеме. Для финских учеников работа над групповыми проектами и самостоятельная их оценка — обычная практика. Особый акцент при подготовке педагогов делается на том, как варьировать методики преподавания в зависимости от способностей и потребностей учеников. Педагоги учатся работать с учениками с особыми потребностями (например, с инвалидами). Большинство финских педагогов имеет две магистерские степени: одну в области педагогики, другую в области своей специализации.

Не соперничество школ и учителей, а сотрудничество. Конкуренция между школами, недостаточная автономность учебных заведений, постоянное тестирование учеников ради того, чтобы родители знали, какая школа лучше, губительны для образования. Если школы ориентированы на бизнес, а не на производство касающихся всех общественных благ, директора, как предприниматели, конкурируют друг с другом, при помощи одинаковых тестов хотят заполучить самых эффективных учеников. Когда образование подчиняют правилам экономики, выживают сильнейшие, а разрыв между преуспевающими и последними школами углубляется. В результате увеличивается количество частных школ, снижается уровень подготовки в других школах. В Финляндии реализовали противоположную идею: создали максимально равные условия для всех и избегающее конкуренции основное образование. И дали больше свободы школам и муниципалитетам.

Не получение учениками высоких баллов по тестам, а воспитание думающих, деятельных, творческих личностей. В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка (посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично). С 1-го по 3-й класс оценки отсутствуют. Все школы подключены к государственной электронной системе Wilma — электронный дневник, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе. Психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию. Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, для его мотивации в достижении поставленной цели и самопроверки. Они никак не отражаются на репутации учителя и школы, не портят районные показатели.

Каждый преподаватель самостоятельно разрабатывает систему тестирования для своих подопечных. Преподаватель отмечает, что у ученика получилось хорошо, а над какими навыками и знаниями стоит поработать, как это лучше сделать. Любой тест ученик может пересдать, предварительно разобравшись в материале под руководством учителя. Поскольку в финских школах нет стандартных оценок, там нет и деления на «отличников» и «двоечников», учеников не сравнивают друг с другом. Если финский ученик чего-то не понимает, учитель не отделывается от него плохой оценкой, а проводит дополнительные занятия. Цель финской школы — не оценить, а научить ребенка.

Нет в Финляндии и рейтинга школ, в соответствии с которым одни школы считаются хорошими, а другие плохими. Учителей не награждают за выдающиеся успехи их учеников по сравнению с другими детьми и не делают им выговоры за то, что дети написали «окружную контрольную» хуже, чем ребята из соседней школы.

Финские дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, велосипедах, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Бесплатность. Кроме самого обучения, все дети бесплатно получают учебники, канцелярские принадлежности, калькуляторы, ноутбуки-планшетники и даже тапочки для бассейна и полотенца. Бесплатны экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, школьный микроавтобус, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров. Бесплатны качественные обеды. На сайте школы размещается меню на месяц, ребенок заказывает, что он хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает предпочтения ребенка, диеты, есть и вегетарианская кухня. Сборы денег с родителей на любые цели запрещены.

Индивидуальность. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Это касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: от одних требуется более подробное изложение, от других — кратко о главном. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разной сложности. И оцениваются они согласно персональному уровню. Если ребенок отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получит «отлично». Завтра дадут уровень выше, не справится — снова получит задание попроще.

В финских школах наряду с обычным обучением есть:

 поддерживающее обучение слабых учеников (чем в России занимаются частные репетиторы). В Финляндии репетиторство отсутствует, учителя добровольно дополнительно занимаются с учеником во время урока или после него;

 коррекционное обучение связано с непониманием неродного финского языка, на котором ведется обучение, сложностями с запоминанием, с математическими навыками, с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение ведется в малых группах или индивидуально.

Практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим детей к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы. Учителя не пекутся об его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят (что есть, то и хорошо). В школе преподают многое из того, что понадобится в жизни. Ученики с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или доходы, цену товара после нескольких скидок, создать сайт-визитку, изобразить «розу ветров» на данной местности.

Добровольность. Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги стараются привлечь внимание ученика. Если у него отсутствует интерес или способности к учебе, то сориентируют на практически полезную в будущем «несложную» профессию. Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы. Финны видят задачу средней школы также в том, чтобы выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Оба пути одинаково ценятся. Штатный «учитель будущего» выявляет склонности ребенка, беседуя с ним и используя специальные тесты.

Самостоятельность. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — будущей самостоятельной успешной жизни. Поэтому учат размышлять и самим получать знания. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором, то есть привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем. Учителя не вмешиваются в конфликты учеников, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, развить умение постоять за себя.

________________________________
Источники обзора прессы: материалы авторов:
Паси Сальберга. Натальи Киреевой, Романа Шатса, Татьяны Михайловской.

Фото: с сайта Terve Все о Финляндии

 

 












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Можно ли победить воровство?
7 ИЮНЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Оговоримся сразу, нас не слишком будет интересовать криминальный промысел «классических» воров – домушников, карманников, грабителей магазинов и прочих, сделавших кражу чьего-либо имущества своей профессией. Маргинальная прослойка таких людей есть в любых обществах. И в любых странах – что бедных, что богатых – существует отчетливый общественный запрос, если не на полное искоренение, то всяко на минимализацию возможности профессиональных преступников завладеть деньгами и имуществом граждан или частных юридических лиц.
Sapiens. Краткая история человечества
2 ИЮНЯ 2019 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Юваль Ной Харар  Sapiens. Краткая история человечества  М.: Синдбад, 2019  Дайджест книги в форме последовательного цитирования наиболее значимых мест произведения. Ход человеческой истории определили три крупнейших революции. Началось с когнитивной революции, 70 тысяч лет назад. Аграрная революция, произошедшая 12 тысяч лет назад, существенно ускорила процесс. Научная революция – ей всего-то 500 лет – вполне способна покончить с историей и положить начало чему-то иному, небывалому.
Двойное бремя российской экономики
28 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Хотя российская экономика не приспособлена для динамичного развития при низких ценах на нефть, бремя социальных расходов, которое ей приходится нести, остается довольно тяжелым. Патерналистски настроенное общество хочет, чтобы государство заботилось о нем в любых условиях, и это желание вполне понятно. Такого рода патернализм имеет место и в самых развитых западных странах, где люди отнюдь не против того, чтобы получать «халяву». Однако мы не имеем сегодня тех возможностей для патернализма, которые существуют на богатом Западе. Поскольку наше общество дало властям карт-бланш на сохранение правил игры в экономике, при которых чиновничество активно собирает свою ренту с бизнеса, у государства в кризисной ситуации остается всё меньше ресурсов, чтобы быть заботливым патроном.
Из «слабовиков» в силовики
15 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
Бандитский бизнес 1990-х гг. сформировал привлекательный образец для бизнеса, осуществляемого сегодня силовиками. А то, что делают силовики, сформировало, в свою очередь, образец для многих государственных чиновников, не принадлежащих к числу сотрудников госбезопасности, полицейских или прокуроров, но имеющих тем не менее неплохие возможности кормиться с бизнеса, попадающего от них в зависимость. Дело в том, что наехать на бизнес можно абсолютно цинично и беззастенчиво, угрожая оружием и расправой, а можно наехать, используя российское законодательство и российские правила игры. По закону чиновникам предоставляется много возможностей для контроля над бизнесом и для вынесения решений, ущемляющих бизнесменов.
Система Путина
13 МАЯ 2019 // ДМИТРИЙ ТРАВИН
В пирамиде Путина нет никакой системы сдержек и противовесов, кроме самого Путина. Ни парламент, ни суд, ни пресса не могут стать по-настоящему серьезным препятствием на пути тех влиятельных групп, которые стремятся любыми способами максимизировать свои доходы. Или, точнее, в обычной ситуации рыночная конкуренция эти доходы ограничивает. Но в том случае, когда влиятельным группам интересов удается встать над конкурентной борьбой, они могут грести деньги лопатой. Формально и для них существует закон, но есть и многочисленные способы этот закон обходить.
Бедность как стандарт. Об особенностях российской бедности
5 МАЯ 2019 // ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
Несмотря на впечатляющий экономический рост, случившийся в России в начале этого столетия, проблема бедности в нашей стране так и не была решена. Если в 2000 году официальная статистика сообщала о том, что доход ниже прожиточного минимума получали 42,3 млн россиян, то к 2007 году эта цифра снизилась более чем вдвое — до 18,8 млн, но с тех пор практически не изменяется, оставаясь близкой к 19 млн человек. Конечно, уровень прожиточного минимума вырос – в рублях с 1285 до 10328 в 2018 году, а в долларах по текущим курсам — с 46 до 160. Однако факт остается фактом: на фоне фактического удвоения ВВП бедность сократилась в два раза, но, с одной стороны, остается весьма значительной и, с другой стороны, давно не показывает положительной динамики.
Аморальность воровства в глазах российского общества: от Рюрика до Путина
30 АПРЕЛЯ 2019 // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Воровство в обывательском понимании обычно ассоциировалось в основном с ворами — домушниками, карманниками. Но где-то с момента общественной активизации конца 80-х гг. прошлого века к воровству стали относить любые ненасильственные имущественные преступления с целью личного обогащения, например, разворовывание бюджетных средств. Этого значения слова мы и будем придерживаться, рассматривая морально-этические аспекты воровства в русской истории.
Политическая культура, менталитет — ключ к процветанию страны
30 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Существует около 25 стран, которые сумели модернизироваться, предоставив свободный доступ граждан к занятию бизнесом и освободив их от уплаты ренты, т.е. обеспечив тем самым им достойную жизнь. (Рента – это то, что власть имущие могут изъять под угрозой насилия при условии, что хозяйство данника не разорится, семья не вымрет и, возможно, даже останутся средства для развития хозяйства. Дань – ренту – власти изымают как через официальные завышенные налоги, так и через откаты и взятки.)
Куда нас толкают армейские порядки
25 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Вас никогда не поражала противоречивость некоторых наших привычных норм поведения? Если на улице близкая вам женщина попросит ударить встречного прохожего по голове ломом, вы исполните просьбу? Вряд ли. С чего бы это? Потому что без галстука? И вы хорошо знаете, что вам за убийство будет. А вот если ваш лейтенант, увидев в бинокль на другой стороне реки группу людей в форме неприятельской армии, прикажет вам их подстрелить? Вы, скорее всего, это сделаете. Это приказ, а за неисполнение приказа — расстрел на месте. Но ведь те люди ничего плохого ни вам, ни вашим друзьям не сделали, они просто одеты в другую форму, а злосчастные политики просто не сумели поделить какой-то там остров. И у этих кандидатов в покойники есть семьи, жены, дети, которые останутся без кормильцев!
Утилизация мусора как национальная проблема России
16 АПРЕЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Массовые выступления жителей Архангельска, Тюмени, Москвы показали, что проблема утилизации мусора и отравления ядовитыми отходами от разложения мусорных свалок становится общероссийской. Нынешние власти не способны ее решить из-за приоритета своих корыстных  задача, это залог сохранения человеческой цивилизации и животного мира на планете. Предупреждение всем нам – огромное мусорное пятно на севере Тихого океана, которое занимает площадь до 1,5 млн км.² или более.