Что делать?
20 октября 2019 г.
Какая дорога ведет к счастью?
30 АВГУСТА 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

YAY/TASS

Условием человеческого счастья является достаток. Только достичь его можно по-разному.

С древних времен достаток был у того, кто обладал властью или был близок к власти. А значит, мог обложить данью соплеменников  или покоренные племена. От трудолюбия, знаний, изобретательности и  предприимчивости толку было мало, все равно властвующие бандиты придут и  отберут. А вот владение оружием, умение одолеть врага насилием или  хитростью и умение обмануть доверчивых приносило власть имущим немалый доход. Эти  аморальные ценности прочно закрепились в культуре древних и отсталых народов. Кто был счастлив в богатстве: пришлые варяги-разбойники или славяне-земледельцы? Татаро-монгольские завоеватели или городские ремесленники? Царь с опричниками или рабы-крепостные?

Чем эта бандитская политическая культура аукнулась в судьбе нынешних россиян? В чем разница между бандитом в погонах и предпринимателем? Силовик собирает дань или отнимает бизнес в пользу сына, а бизнесмен отправляется в СИЗО. Недавно в нашем доме закрылся магазин строительных товаров. Хозяин не выдержал поборов, уехал в Нарву. Уезжают самые активные, предприимчивые, квалифицированные.

В интернете полно информации о сказочных подрядах Газпрома строительным компаниям братьев Ротенбергов за счет немыслимо  льготных кредитов  Сбербанка, которые не окупятся и  через сотню лет. Меньше пишут о поборах и отъемах предприятий, не имеющих «крышу» от власти. Простому россиянину, где «закон что дышло», быть собственником кафе или  предприятия опасно. Отнимут и еще посадят. В стране ежегодно  арестовывают свыше 200 тысяч предпринимателей, а до суда доходит лишь малая  часть дел. Заплатили откат или отдали бизнес нужному человеку, и, пожалуйста, катитесь домой.   Поэтому для нашего средневекового общества  экономисты и ввели специальный термин «властесобственность». От принятой в Европе частной собственности наша отличается тем, что обладание ею защищается не законом, а только связями с паханом, обладающим властью и силой.

Власть и возможность применить силу позволяют иметь  собственность: дворцы-имения, зарубежные виллы и яхты, акции  доходных компаний.  Система проста и понятна:  бандит-чиновник, чье служебное положение позволяет,  делит в свою пользу собранные с населения налоги или сбережения населения в госбанках , раздает сверхвыгодные госзаказы друзьям и соратникам, ублажает имперскую душу гибридными войнами, короче,   разворовывает государственную казну. Чем он отличается от вора в законе Шакро-молодого?  Только костюмом и речью. Суть та же. Если же кто из власть имущих и садится в тюрьму за  взятки, то и он, и его коллеги считают, что не за то, что закон нарушил, а за то, что конкурентам дорогу перешел. «Ведь берут все!» Власть и сила приносят многомиллиардный достаток,  какого никакими изобретениями и предприимчивостью в России не получить.

Судья, дающий согласие на арест двух  девушек по делу, явно сфабрикованному «борцами с экстремизмом», как и судья, дающий срок по надуманному делу Сенцова, просто следуют средневековому бандитскому правилу «сильный всегда прав». А  сильный для него — это исполнительная власть, от которой зависит сам судья, его карьера и достаток. 

Как рядовые россияне относятся к такому бандитскому обретению достатка (материального залога счастья)? Очень даже положительно. Как показывают социологические опросы, значительная часть жителей нашей страны не выражает острого неприятия казнокрадства, обогащения или «отжима» фирм у их собственников. Считают, что чиновникам  это по чину.  Сожалеют лишь о том, что сами они в этом процессе не участвуют. О нашей средневековой политической культуре  говорит и нежелание участвовать в общественной деятельности, и  наплыв абитуриентов на факультеты,  открывающие карьеру в среде бандитов в погонах. 

Общества, где несколько сотен лет назад закон и справедливый суд  стали важнее силы и близости к власти, где перед законом оказались равны и бомж, и президент, показали поразительную  способность к экономическому росту, к достатку у  большинства  граждан. И это естественно. Ведь появились стимулы – заработанное   не отберут. Но для многих россиян эта связь непонятна. Мы опросили сотни людей, задавая им три вопроса:

— Какая зарплата у их коллег в побежденной Германии?

— В чем причина, что  страны Западной Европы богатые, а Россия – бедная страна?

— Почему миллионы россиян уезжают жить в Европу и США, а к нам переезжают единицы?

На эти  вопросы почти все опрашиваемые отвечали: «Не знаем». Какой можно из этого сделать вывод? Мы хотим модернизации политической культуры нашего народа, ухода населения от взглядов, что только сила и власть рождают достаток, а наши собственные усилия ни к чему хорошему не приведут. Тогда надо в своих речах, статьях и видеороликах  делать упор не на самом факте обогащения власть имущих, а на способе обогащения, на противопоставлении «восточной» бандитской философии силы, порождающей власть, и европейской  философии верховенства права, защищающей частную собственность. А заодно сообщать слушателям о влиянии  указанных  философий жития на уровень жизни в  России и странах Средней Азии, с одной стороны, и странах  первого мира – с другой. Провал убеждает. 

 

Фото: YAY\TASS

 












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
 Наш архетип: проблемы модернизации 
17 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Движение общества  возможно по одной из трех траекторий: деградация, стагнация или  восходящее развитие. Крах Российской империи, а затем и СССР свидетельствуют: политический режим, не способный обеспечить национальное развитие, неизбежно рухнет, увлекая за собой государство. К сожалению, сегодняшняя социально-экономическая ситуация вновь свидетельствует о стагнации, начиная с 2013 г. Почему Россия, страна богатейших природных ресурсов и многомиллионного талантливого народа, несмотря на многолетнее нефтедолларовое изобилие погружается в  глубокое неблагополучие?
Тормоз прогресса – наша аморальность
4 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Почему Ниал Фергюссон в своей книге «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира» среди причин мирового первенства Европы в своем развитии не назвал господствующие нравственные приоритеты ее жителей, мораль, ставшую доминирующей? Не знаю. Приведу определение: «Мораль – это нравственные ориентиры, т.е. доминирующие в обществе представления о хорошем и плохом, о добре и зле, нормы поведения, вытекающие из этих представлений». Полагаю, что культура народа и его мораль влияют на темпы развития любой страны. 
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 2
25 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. (Продолжение)
Конфликт интересов власти и общества
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Прошедшие выборы в Петербурге с явкой около 30% и «победой» Беглова на «выборах» при  отстранении реальных конкурентов, с вбросами  бюллетеней  и фальсификациями протоколов  со всей остротой поставили вопрос об обострении  конфликта интересов власть имущих и простых граждан. Неучастие в выборах показало: конфликт есть, но как он осознан россиянами? Что определяет поступки людей? Их интересы, потребности. При этом наши чувства, эмоции — это маркеры удовлетворения наших потребностей. Что-то удалось — нам радостно, ожидания не оправдались  — мы печалимся.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 1
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. 
А судьи кто?
10 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Олег Дерипаска недавно всех поразил, заявив, что России нужно реформировать судебную систему. Его, оказывается,  не устраивает тот факт, что 60% судей формируется из состава  помощников судей и секретарей, которые не только неадекватно оценивают, что происходит в экономике, но и выносят неверные решения. Косность судебной системы, по его мнению, вредит инвестиционному климату в стране. Если оправдательных договоров только 2%, в том числе по экономическим преступлениям,  то необходимо вернуться к реформе судебной системы.
Выборы в России и в Эстонии
4 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕВГЕНИЙ БЕСТУЖЕВ
Институт выборов существует в любом правовом государстве, признающем источником власти народ. Право избирать и быть избранным является важнейшим фундаментальным правом гражданина такого государства. Оно закреплено в Конституции и защищено законодательством. Любое воспрепятствование реализации этого права является преступлением. Ограничение избирательного права возможно лишь в случаях, предусмотренных законом и в рамках принятой процедуры. Выборы являются главным механизмом, обеспечивающим народное представительство, которое, в свою очередь, выполняет законодательные функции, контролирует исполнительную власть и делает власть легитимной.
Демократия по-литовски
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // МИХАИЛ САРИН
Демократия, возникшая в древних Афинах и существующая во многих странах сейчас, всегда имеет два признака – свободу собраний и честные выборы. Третий признак, который является гарантом существования демократии, это реальная политическая конкуренция. Все остальное (разделение властей, независимый суд, свободная пресса) – это фактически результат наличия демократии. Если нет перечисленных признаков, невозможно достичь результатов ни по отдельности, ни вместе. Как обстоит с этим в России, судить российскому читателю. Я же хочу рассказать, как обстоит дело в Литве.
Несостоявшиеся государства. Чем им помочь?
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // ДМИТРИЙ ЛАНКО
Среди разнообразных предложений по ускорению модернизации в России, обсуждаемых «узким и страшно далеким от народа» кругом российских интеллектуалов, пожалуй, наиболее радикальным является так называемый «японский сценарий». Приверженцы этого сценария развития утверждают, что, поскольку противодействие модернизации заложено в российской «культурной матрице», то и ускорение модернизации возможно исключительно путем «культурного шока», включая ядерную бомбардировку страны и последующую иностранную военную оккупацию. В приведенных ниже тезисах я попытаюсь объяснить, почему этот сценарий неприемлем не только с морально-этической, но и с практической точки зрения, несмотря на то, что современная Япония демонстрирует нам множество примеров, которые могли бы быть использованы и в России.
Капитализм для всех или только для своих?
28 АВГУСТА 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В России есть множество политиков и журналистов, которые из кожи вон лезут, доказывая, что государство эффективнее рынка, а любой чиновник умнее предпринимателя. Им вторят пожилые люди, вздыхающие о временах Сталина, Брежнева, о всеобъемлющем заботливом государстве. Ни советская нищета и дефицит, ни гибель миллионов репрессированных ничему их не научили. Надежду на прогресс внушают только молодые поколения, воспринимающие мир совсем иначе и принявшие рынок как должное. Полезно дать им аргументы для спора со стариками.